Семьянин уже не может считаться миллениалом

Эксперты прогнозируют рост спроса на квартиры с отделкой. До конца года он может достичь отметки в 31% от общего количества заявок. Готовы ли девелоперы следовать тренду? Какие изменения в планировках ожидают потенциальных покупателей? И как будет выглядеть жилье, когда на рынок выйдут миллениалы?

Ответить на эти важные для развития рынка вопросы Правда. Ру попросила управляющего партнера компании "ВекторСтройФинанс" Андрея Колочинского.

— Сегодня ваш флагманский проект "Квартал 21/19" вышел уже на завершающую стадию строительства. Скажите, вы уже на начального этапе его проектирования планировала, что будете продавать в нем квартиры с отделкой?

— Мы действительно закончили целиком первые две очереди, ввели в эксплуатацию, это было панельное домостроение. Приступили к строительству третьей очереди, оно идет полным ходом. И в ноябре приступим уже к строительству четвертой очереди.

Когда мы начинали этот проект, планировали квартирографию, развитие продукта, что мы будем предлагать рынку, мы, конечно, понимали приблизительно потребительский запрос. Отсюда у нас возникли первые две очереди в панельном исполнении. Потом мы планировали развивать индивидуальное домостроение. Соответственно, начали размышлять и о квартирах с отделкой.

Такой продукт уже тогда существовал, но он не набрал еще такую популярность, как сейчас. И мы предполагали, что будем это делать. Но вот в таком объеме, наверное, как мы сейчас это делаем, и, по моим ощущением, будем делать даже больше, таких мыслей и ожиданий не было.

У нас было понимание, что они должны быть, мы понимали, что должны будем предложить определенный набор дизайн-проектов, грамотную реализацию, удешевление за счет опта. То есть все вот потребительские слагаемые мы понимали, но планировали, что это будет реализовываться индивидуально, как сейчас реализуется после сдачи корпусов в панельных очередях первой, второй очереди.

Но так как менялся потребительский спрос, перед запуском третьей очереди мы приняли решение сделать целиком корпус с отделкой. Это, конечно, качественный прорыв вперед, я считаю. Потому что это совсем другого рода продукт. Вы заселяетесь в корпус, в котором никогда не будет идти ремонтов. То есть вы приезжаете, расставляете мебель, начинаете жить. Я считаю, что это вообще качественный скачок.

— Во сколько покупателя обходится отделка под ключ в ваших домах?

— Приблизительно 20 тыс. рублей за метр. Это прямо дешево. Это значительно дешевле, чем делать самому. Причем надо понимать, что глубина ремонта, мы сейчас говорим о панельных домах, достаточно существенная. Мы не только делаем ремонт, мы полностью меняем электропроводку, выводим конечные устройства электрические в нужные места, сносим стенки между сантехническими кабинами, которые имеют пустоты, полностью перекладываем разводку сантехники. Ну и помимо этого все чистовые отделки. То есть мы как бы немножко модернизируем чисто конструктивно эту квартиру, в том числе, все инженерные сети.

— Это эконом вариант в панелях. А что насчет бизнеса в монолите?

— Бизнес-отделка начинается с качественно проработанного дизайна. Это правильное зонирование помещений, правильное расположение жилых, нежилых зон, правильное расположение конечных устройств и так далее. У нас 9 вариантов планировок на каждую квартиру. Более того, например, дизайн-проект студии и однокомнатной квартиры не пересекаются, однокомнатные и двухкомнатные, двухкомнатные и трехкомнатные не пересекаются, они все индивидуальны. То есть может так получиться, что в однушках будет похожий дизайн, но в однушках и двушках никогда. Это история про то, что мы зайдем к соседям, а у них все ровно также. Хотя, никто к соседям уже в гости не ходит, но…

Что касается реализации — у нас очень качественные строительные материалы. Дорогостоящие кухни "Мария", которые тоже входят в стоимость ремонта, вся кухонная техника Электролюкс. Постирочная полностью сформирована. У нас есть ниша для стиральной машины, гладильной доски. Такие технологические зоны. Полностью сантехника, у нас смесители Грохе, чугунные ванные, мы не используем пластик, качественная плитка, керамогранит итальянский, обои голландские, паркет, ламинат Таркет — все это очень качественные материалы. Плюс грамотные инженерные решения. Кстати, потом схемы всех коммуникаций, инженерных сетей мы потом прилагаем к квартире, чтобы люди потом знали, где у них идет электрика, где у них идут сантехнические, канализационные трубы и так далее. Это просто для грамотной эксплуатации. И соответственно, качество исполнения. То есть слагаемые, первое — это дизайн-проект, второе — это качественные материалы и третье — это исполнение. Мы, конечно, несем ответственность перед нашим покупателем, что все будет сделано так, как у нас сделано в шоу-руме. Сейчас в шоу-руме представили квартиру в натуральную величину, и сделали так, как будут сделаны все. И надо сказать, что всех все устраивает, единственный вопрос, который волнует всех покупателей — а у нас будет ли так же? Нам главное, чтобы было так же. Это мы гарантируем, у нас есть подрядчик проверенный, мы несем ответственность перед нашим покупателем. Поэтому все критерии, все работы мы принимаем у них сами, принимаем внимательно.

— В шоуруме у вас представлена квартира с мебелью, как реагировать на это потенциальному покупателю?

— Когда мы расставляли мебель, мы хотели показать, как в итоге это красиво может получиться — раз. И второе — правильно использовать те пространства, которые мы создали. Там правильно сформирована детская спальня, на мой взгляд, хозяйская, гостевая зона. То есть мы показали, что в нашей планировке можно очень грамотно и уютно организовать жилое пространство.

Все-таки без мебели это тяжело понять. Квартира должна быть полностью укомплектована, это получается красиво, это получается уютно, это получается функционально, что тоже важно. Соответственно, все то, что выставлено в шоу-руме, мы готовы это все поставлять. У нас есть номенклатура этих позиций, у нас есть контакты с поставщиками, у нас есть опять-таки специальные цены. Если придет покупатель, скажет — хочу так, мы ему это обеспечим, причем за очень приемлемые деньги.

— Что может изменить покупатель в дизайн-проекте, а что не может?

— Фасады кухни по цвету, есть там три предложения, столешницы, обои. Но у нас так сделан дизайн-проект, немножко хитро, у нас обои в таких как бы нишах, на самом деле, за счет стен формируется 70 процентов визуального восприятия квартиры. Как раз замен обоев позволяет очень индивидуализировать свое пространство. И мы можем это реализовать. Это недорого, это технологично, это возможно сделать в рамках оговоренной цены и в оговоренные сроки.

— Мы очень часто говорим про европейский опыт, но, когда европейский опыт применяется в каких-то планировках российских, насколько он учитывает менталитет и потребность, русского человека- семьянина. К примеру, отсутствие балконов и лоджий в большинстве новых проектов?

— Раньше балкон был необходим, это место складирования всего и вся. Это генетически у нас отложилось и всегда был хламовник. А в идеале, если его еще и застеклить, это микрокомната. Это все было от недостатка площадей, от неграмотной организации, и вообще пока мы с этой историей живем. Мы не возьмемся, наверное, поменять целиком потребительский запрос. Поэтому у нас есть корпуса, которые вообще лишены балконов, ну, кроме французских, таких чисто визуальных, эстетических. И есть корпуса, где до сих пор есть и лоджии и балконы. Их соотношение приблизительно пополам, я так думаю. Вообще история про отсутствие балконов находит у части покупателей поддержку. У части вызывает такой до сих пор рудиментный антогонизм, что нужны лоджии.

Другой пример — очень сильно выстрелили окна в пол. Как альтернатива балконам. У нас есть квартиры с окнами в пол. Да, это немножко сложнее, это предполагает размещение половых радиаторов.

— Получается, мы говорим о стыке разных потребительских запросов предыдущего поколения, нынешнего и может быть, будущего, они меняются. — - - Конечно. Нынешние школьники, 10-11 класс — это в ретроспективном планировании будущие покупатели. Мы сейчас уже видим то, что у нас меняется спрос в сторону квартир с отделкой, как бы ни говорили про то, что квартиры маленьких площадей и студии нужны и популярны, на них тоже спрос немного отошел. Вы знаете, долгосрочное планирование сейчас сложно реализовывать, потому что очень быстро меняется потребительский спрос.

Возьмем тех же миллениалов. Как спрогнозировать их потребительские предпочтения? Ведь есть страх некий, что им вообще не нужно это жилье. Это такой постулат, что миллениалам не нужно ничего. И во всех своих дискуссиях застройщики сходятся к тому, что их больше интересует не место, где они живут, а окружающая среда. Они хотят потреблять все вокруг. Их интересует город, их интересуют велодорожки, их интересует интернет-среда, их интересуют потребительские функции.

Но надо понимать, что есть просто миллениал, а есть миллениал — семьянин. Когда человек обзаводится семьей и детьми, его потребительский спрос меняется, можно обозвать поколением икс, игрек, зет, неважно, ему нужно разместить детей, ему нужно разместить себя, поэтому тут мы переходим к обычным человеческим потребительским запросам. Тут как раз гостиная, нормальный санузел, о чем вы говорили. Короче, миллениал-семьянин перестает быть миллениалом, становится обычным семьянином, среднестатистическим потребителем со своими функциональными запросами, которые надо реализовать.

Автор Михаил Морозов
Михаил Морозов — журналист, бывший редактор раздела Недвижимость Правды.Ру *